фото

ЗВУКИ РЕЧИ и их СМЫСЛ

школа Шайхиева

english

 

Врожденное многоязычие каждого.

Монография

Приложение. Смыслы звуков речи татарского и русского языков по порядку расположения их в Эволюционной системе

Литература

1. В древнекитайской философии сказано: "Когда названия-имена соответствуют вещам, наступает порядок, когда названия-имена не отражают действительного состояния называемого, начинается смута" (Чунь цю). Так высоко оце-нивается значимость имени, но, к сожалению, никому неизвестно ни его происхождение, ни его истинное содержание. А может быть кто-то знает, например, ответ, казалось бы, на простой вопрос: почему стол называется столом, книга - книгой?

Платон [1] утверждает, что "наименование есть подражание сущности вещи... и знаки языка, и не только имена, но и звуки, и слоги изображают природные свойства вещей". Если это так, то правильный ответ на вышепоставленный вопрос будет исходить из нашей способности познать мир, выразить его звуками речи и через них описать вещь. И задача сводится к проблеме определения смысла отдельных звуков речи.

Платону возражал Аристотель [2] и, следуя ему, по сей день в учебниках по языкознанию утверждают, что "отдельные звуки речи ничего не значат" [3, 4]. Может быть тогда есть ответ, что есть имя? Нет, ответ не знает никто.

Я не знал ни этот спор философов, ни предупреждения учебников по языкознанию, а пытался доказать гипотезу в теории катастроф [5] о том, что "различные звуки речи - это различные аттракторы (притягатели) звукообразующей динамической системы". Эта замысловатая фраза сводится к задаче поиска математической или физической модели, выражающей смысл отдельного звука в речи.

Поскольку звук речи - это элемент мышления, а "мышление организовано в форме модели мира" [б], как утверждают исследователи мозга, то естественно предположить, что звуки речи выражают элементы в модели мироздания. В такой постановке я начал поиски, которые привели к открытию смысла звуков речи и установлению модели мышления.

2. Вы читаете эти строки и невольно проговариваете про себя, пытаясь осмыслить написанное. Вы чувствуете, что сознание улавливает смысловое содержание через звуки речи.

Как известно, любой звук, услышанный нами, несет какую-то информацию. Одни предупреждают об опасности, другие ласкают, побуждают, оживляют и т.д. Непонятный в смысле звук тревожит нас, поскольку мы инстинктивно убеждены, что в природе без смысла звук не бывает. Все животные, в том числе человек, в эволюции развития впитали эту истину и пытались использовать эту содержательность, чтобы через них выразить какую-нибудь суть. Методом проб и ошибок они подбирали звуки так, чтобы определенный способ произношения которых был бы узнаваем всеми как выражение какого-то известного явления, образа, процесса. И накапливались звуки в речи, имеющие смысл.

Так странно и удивительно сошлось, что почти все народы мира накопили в своей речи звуки одинакового произношения. Любой национальный алфавит, как копия другого, имеет А, Б, В, Г, Д..., звучащие в речи почти одинаково, но написанные порою в других обозначениях. Все библиотеки мира наполнены книгами, которые состоят из слов и выражений, составленные лишь из этих звуков речи. Поче-му они, не имевшие в прошлом ни географических, ни ис-торических связей, пришли к единому результату в своем независимом поиске?

Вспомним, что они искали звуки, по произношению которых выражалась бы суть, узнаваемая всеми. Накопленный народами единый звуковой набор в речи будет узнаваем всеми только в том случае, если они выражают что-то общее для всех. Таковым может быть только модель мира, содержание которой не имеет национальной окраски. Есть основание полагать, что труд народов в поиске звукового выражения окружающей среды шел к этой естественной сути. Если это так, то в каждом звуке речи должен быть смысл, выражающий элемент в модели мира. Их совокупность и будет звуковым выражением модели мира, средством мышления и алфавитом нашего языка.

Думая так, я анализировал слова, изучал грамматики английского, арабского, грузинского, немецкого, французского языков, языки тюркских народов в поисках смысла отдельного звука в речи. Затем, каждой такой находке, искал физическую или математическую модель. Обработка этих результатов правилами теории информации выявила целостность под названием: Эволюционная система звуков речи [7] (см. таблицу, где как пример, приведены звуки речи татарского и русского языков; смыслы звуков речи обозначены над ячейками в виде физических формул и приведены в приложении). Здесь звуки речи поместились в опреде-ленной последовательности, выражая в совокупности мо-дель мира и модель мышления.

Модель мира окончательно сформулировалась в 20-е годы нашего столетия [8]. Это трехмерно, двумерно, одномерно, нольмерно проявляемое пространство. Оно заполнено частицами, взаимодействующимися в поле различных сил притяжением и отталкиванием. Из анализа звуков речи следует, что эта достоверная и доступная нашему сознанию суть, давно, до наших точных расчетов, расчленена исполинским трудом народов на элементы, выражена звуками речи и вовлечена в речь для общения. Оказывается, каждый звук речи осмыслен народами в выражении мерности пространства. Вот почему модель мышления организована в форме модели окружающей среды. Так через смысл звуков речи раскрывается не тронутый никем пласт из совместного труда народов, ведущий к истокам нашего мышления. Право же, эта настоящая удача!

3. Для поиска смысла звуков речи был использован метод просветления - внезапное пробуждение памяти, которое, я уверен, каждый из нас испытал. Вспомните случаи, как иногда мучительно вспоминали имя. Оно вертится на кончике языка, но нет, высказать не удается. И вот внезапно, совсем в других условиях, мы вспоминаем это слово. Так возникает просветление. Этот процесс не есть продукт интеллектуального анализа, следствием мышления, но есть случай, который посещает подготовленные для этого умы. Так шутят о злополучном яблоке Ньютона, об интуитивном постижении во сне Д.И.Менделеевым Периодической системы элементов.

Как известно, в повседневной жизни просветление крайне редкое явление. В восточной философии Индии, Китая, Японии специально учатся, медитируют для того, чтобы сделать просветление постоянным состоянием сознания. Как отмечают источники, основная цель всех этих методик - это нейтрализация мышления и активизация интуитивного сознания.

Для нейтрализации мышления рекомендуется самоконцентрироваться на каком-то объекте, дыхании, мантре, движениях тела, которые надо выполнять без участия мысли.

Активизация интуитивного сознания - это постижение истины чутьем в целостности мироздания. В сознании нет никаких мыслей, понятий, ограничений законами, обычаями, традициями. В этих условиях интуиция, т.е. чутье (что-то вроде шестого чувства) раскрывает нам ум для познания сути окружающего мира. В этом состоянии мы все слышим, впитываем все звуки, следя за всем происходящим вокруг, но не сосредотачиваемся ни на чем в особенности, т.е. участвуем без признаков активного участия. Опыты показывают, что в этих условиях нас иногда посещает просветление. Оказывается, при этом наше подсознание ищет решение заданной ранее задачи, но всегда просветление наступает в подготовленных для его восприятия умах. Безусловно, периодичность элементов материи не могла быть выражена устами моей бабушки.

В просветлении мы постигаем суть реальности, хотя для этого может быть еще у нас нет слов, понятий, чтобы выразить их. И порою кажется, что подобранные для этого слова не раскрывают всей полноты просветленного сознания. В отчаянии от такого несоответствия Тютчев даже воскликнул: "Мысль изреченная есть ложь!"

Процесс просветления можно ускорить через анализ слов, зная смысл звуков речи. Мы ограничены во многом, потому что не реализуем содержание абстракции, заключенной в смыслах звуков речи, составляющих слово. Стол есть в нашем восприятии конкретный предмет и мы не знаем его абстрагированное определение в мышлении во взаимосвязи с содержанием в модели мира, соответствующей содержанию нашего сознания. Когда-нибудь, с опытом, может быть в старости, наступит просветление, раскрывающее эту суть, что стол - это образ, приводящий всех к согласию на тяжести его содержимого при взаимном притяжении к нему. Такое содержание, заключенное в слове "стол" смыслами его звуков речи, вводит нас в часть общего мирового взаимодействия, возводясь у некоторых народов до уровня святого места. Отсюда, стол - это не предмет, а событие (!) в общем взаимодействии. Так возникают ценности, мера в оценке ценностей.

Не вовлекая имя "стол" в единство всеобщности ве-щей, мы теряем образ вещи, его святое призвание. Так накапливаются невежества, загрязняется сознание, теряется общая взаимосвязь в образе жизни.

4. Мы не знаем, что знаем. Парадоксально, но это факт. Детишкам, которым от роду всего от одного до 14 дней показывали объемы, плоскости, линии и их нагруженные варианты (в цветах). Они их различали. В других опытах они проявляли признаки узнавания и выделения звуков речи. Суммируя эти и другие опытные данные, авторы работ [9] пришли к выводу, что человеку от рождения присущая способность воспринимать организованные структуры. И, более того, искать их звуковое выражение.

На примерах поиска смысла звуков речи мы убедились, что отдельный звук речи имеет множество близких, но порою не совсем раскрытых в контексте смыслов. И отсюда получается, что слово заключает в себя множество суждений, но, к сожалению, мы часто пользуемся лишь одной, иногда двумя его возможностью. Таким ограничением мы добиваемся точности суждения, конкретизации описания. Но реальный мир всегда динамичен и, познав его, мы часто даже забываем ранее использованное ограниченное суждение. "Для передачи идей нужны слова, но постигнув идеи, люди забывают о словах" - так жаловался философ Чжуан-Цзы. Но звук речи, выраженный через элементы пространства, осознанный нами в этом смысле, теряет свое ограничение, которое мы ему отводили раньше. Звук речи раскрывается в самой общности и целостности мира. И тогда мы сможем достичь полноты описания.

Слова не передаются врожденно, мы заучили их в шалости детства. И значения их еще нами не совсем осознаны. Своим звучанием они что-то будят в подсознании, смысл которых и составляет тревожащую душу неопределенность, стимулирующая поиски соответствия мысли и сознания. Иногда утомленный в таких поисках ум, совсем в другой ситуации, озаряется просветлением. Наступает интуитивное постижение реальности, которое ранее скрывалось за грудой словесных или иных обозначений.

В дни тревожных событий в обществе, можно часто видеть плакаты, лозунги, выражающие емко и весомо определенную точку зрения. В звуках этих слов чувствуется плоть неведомых сил, поражающая сердце или воскрешающая к жизни. Сейчас они как будто защищаются от всеобщего хаоса и смятения плотью звукового образа, вкушая некое блаженство от истины, открывшейся им во всей своей очевидности.

Свобода, демократия, социализм!

Каждый охотно двинулся бы в бой (так и было), нагружая свою боль и тревогу на вес озвученных слов. Какие-то пласты нашего сознания пришли в движение только лишь несколькими звуками, сочетание которых как волшебство организует чудотворное средство перевоплощения. Словно опиум, наркотик раскрепощает тело. Такая таинственная сила звуков речи, наравне с лекарствами, неисследованная вовсе, усиливает в нас представление о мистических силах природы. Мы во власти слов. Мы в плену их. Этим могуществом овладевшие двигали народы на крепости, смерть, вла-дея ими как собственной силой. Этому таинству может соприкоснуться каждый при желании. Надо только познать смысл звуков речи. Они - выразители основных точек всего мироздания. Исцелители в таком мире, как человеческий организм, знают точки, воздействием на которых они заводят или останавливают его, как детскую игрушку.

Есть реальная модель мира. Мы - дитя ее эволюции. Мы в генах отпечатали все трудности и сущностные особенности ее пути. Звуковое выражение таких усилий как эхо отозвалось в нас, закреплялось генетически, и даже младенец, только родившийся, чувствует его смысловое содержание, улыбаясь ласковому слову, возмущаясь резкому высказыванию. Поэтому мы не рычим, успокаивая ребенка, не заводим трактор, чтобы поднять настроение публики. Но живя в мире звуков, мы научились из них подбирать звуки, чтобы выразить гармонию, боль, страдание и величие. Мы "нажимаем" на соответствующие клавиши души, ожидая реакцию. Так мы управляем собой, возведя наше состояние до всех иерархических уровней его проявления. Наше тело, словно заводная игрушка, которую можно привести в любое состояние, словом, собранным из смысловых звуков речи. Оно прозвучит в могуществе, возбуждая в нас скрытые мотивы, приводя в новое состояние. Это не ново, так было, есть и будет.

5. Наш аналитический ум все измеряет, взвешивает, строит, упорядочивает. У него мир - это сооружение, состоящее из объема, плоскости, линий и переходов.

Есть люди, которые не знают и не желают знать всего этого (гуманитарии). Для них мир - это просторность, состояние, взаимодействие и исчезновение. Они видят мир в топологических переливаниях единого сущего. И нет в нем ни геометрических фигур, ни обособленности с отчуждением, ибо все переплетено в тело всеобщего движения. Вот в этой сути, в этом представлении всего сущего, в моменты просветления людей, найдено звуковое сочетание - слово, чтобы выразить восприятие. Наименование вещи не знак для отличия, а выражение ее сути звуком. Просветляя слово, мы раскрываем эту природную взаимосвязь вещей.

В процессе познания мы вносим свои человеческие мерки. Например, свое местонахождение в пространстве мы мо-жем определить, только выбрав систему координат и относительно него оценить число мер (измерений) для его оценки. Если требуется произвести одно измерение, считаем, что пространство одномерно, если два - двумерно, если три - трехмерно. Эта наша оценка и есть способность измерять! Но сама Природа не имеет никакого отношения к этим измерениям. Она в общем случае нольмерна, безмерна. Мерность - это наше изобретение, найденное в нашем опыте. Поэтому понятие мерности - это условие нашего опыта. Какова действительная сущность природы? Этого мы не знаем. Самое удивительное в том, что мы не знаем, что знаем. Инструментарии аналитического ума - физика, математика используется нами для того, чтобы хотя бы прощупать это незнание. Эта разделяющая нас пропасть между сущностью и возможностью есть преодоление, которое порою только раскрывается в просветлении. Когда рациональная аналитическая умственная работа отсутствует, потенциальная форма сознания, проявляемая как интуиция, порождает кристально ясное откровение, озарение. Просветление подскажет точное слово, выражение, чтобы описать явление, звучание которого в каких-то закоулках сознания нарисует не схему, карту реальности, а весь образ во взаимосвязи целого. Это возможно, поскольку звуковое выражение элементов в модели мира в нашем сознании не аналитические образы физики, а элементы реальности, воплощенные в просторность, состояние, взаимодействие, переход со всеми красками силовых нагружений. Поэтому ища смыслы звуков речи, мы пытаемся познать именно эту суть в смыслах звуков речи, находящиеся в нас на каком-то глубинном уровне.

6. Таблица определяет совокупность определенных нами элементов мышления. Каждый из них выражает суть, природная особенность которой составляет часть общего мироздания. Как найти их смысл в слове? Для этого надо просветить слово, растворить, расчленить на части так, чтобы отдельные звуковые единицы слова выражали "конструктивную" составляющую понятия. Например, возьмем слово "облако". Звук речи О выражает просторность, объем, А - ясность, открытость, поверхность; Л - сильное притяжение, уплотнение. Что выражают Б и К?

Ищем слова на Б: башня, кабачок, борода, борт, баба и т.д. По образам слов ищем приблизительное, хотя бы, значение смысла Б. После многочисленных попыток останавливаемся на смысле вздутость, раздутость, импульсность. Поскольку вздувается, раздувается поверхность, то физический аналог смысла Б - поверхностный импульс.

Для просветления слова "облако" надо еще выяснить смысл твердого К. Рассмотрим слова: касса, казна, кабак, коллектив, коллекция, корона, курс. Что в образе их?

Во-первых, замечаем, что замена начальной буквы К на иную букву меняет полностью образ слова: курс-дурс, корона-ворона, касса-масса, кабак-табак и т.д. Значит, в смысле твердого К есть смысл, определяющий основной смысл слова.

Во-вторых, выпишем из толкового словаря развернутое содержание этих слов. Например: кабак - питейное заведение, казна - государственное имущество, денежные или иные средства; корона - символ власти; коллектив -группа лиц, объединенных общей работой и т.д.

В третьих, ищем объединяющее слово, выражение, сопричастное содержанию всех этих образов-слов, вложенных в звук речи К. Мы нашли, что этот смысл близок к накопленному перемещением. Принимая за смысловое определение звука речи К этот смысл, мы можем попытаться просветить слово "облако". Облако - это объемная (а) вздутость (б), уплотненная (л) в поверхность (а), сосредоточенно перемещающаяся (к) в пространстве (о). Вот определе-ние в толковом словаре С.И.Ожегова [10]: облако - скопление сгустившихся водяных паров в атмосфере. Безусловно, это чисто физическое определение, понятное узкому кругу людей. При просветлении по смыслам звуков речи образ слова раскрывается в сущности целого мироиздания, образно, динамично, ярко, как копия природного явления.

Примерно так, иногда с привлечением слов из других языков, в особенности из татарского, английского, раскрывались смыслы звуков речи, постепенно наполняя ячейки таблицы.

Пора ответить и на вопрос, поставленный в начале, исхо-дя из смыслов звуков речи в слове. Так, почему стол называется столом, книга книгой?
Смыслы звуков речи в слове "стол": с - переход к новому равновесию; т - нагружение плоскости; о - объемность; л - внешнее силовое притяжение. Логическое определение: стол - это приводящая всех к согласию нагруженная чем-то плоскость, собранная объемно. Отметим, что в древней Руси: стол - это престол, княжение.

Книга. Смыслы звуков речи: к - сосредоточение; н -заключение в себя; и - переход; г - сосредоточенное пе-ремещение; а - поверхность. Логическое определение: книга - это сосредоточенность в себя с переходящими в движе-ние поверхностями. В словаре С.И.Ожегова: книга - про-изведение печати в виде переплетенных листов бумаги.

Как видно, прав был Платон. Имя выражает содержание вещи и мышление выражает эту суть. Осмыслите слова через смыслы звуков речи, прежде чем стать их рабом!

Имея почти единый банк данных по звукам речи; почему же народы говорят по-разному? Например, толковые словари почти единодушно утверждают, что "значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью - это гора (русские), тау (татары), моунт (англичане), берг (немцы)". Почему один и тот же объект получил равное название? Что хотели донести народы, выбирая разные звуки речи для его обозначения? Из смыслов звуков речи следует:

гора - это объемное сосредоточение, порожденное в пространстве, ограничивающее открытость. Так мыслят люди, живущие почти на равнинной местности;

тау - это нагруженная поверхность, мгновенно перемещающаяся после действия внутренних сил. По-видимому, слово зародилось в период проживания татар в местности, где нередко бывают землетрясения;

моунт - это раскрытая внутренним возбуждением поверхность, сосредотачивающая давление для самоотдачи. Англичане считают, что гора - это продукт вулканической деятельности;

берг - это возвышенность, образованная сосредоточенным перемещением поверхности в себя. Недаром говорят "о складках гор". Вот такого рода образность и стала для немцев определением имени.

Как видно, различие условий жизни и различие взглядов способствуют накоплению расхождений, что находит отражение в формировании языков, выборе звуков речи в соответствии с их значимостью. Поэтому различие языков - это особенность, сформированная в процессе эволюции на едином звуковом базисе языков, выражающая, в основном, различие взглядов.

Слово, в вибрации отдельных составляющих, становится образом особой абстракции, выражающее суть вещей. Каждый звук речи значим, осмыслен в подсознании. Поэтому любая замена звуков речи, в особенности, в транскрибировании слов из других языков, искажает содержание слова и слово-имя превращается в лишенный первоначального смысла договорный знак в обозначении объектов. Например: Чаллы - Челны, Арча - Арск, Казан - Казань и т.д. Так обесценивается слово-образ, упрощаясь до уровня знака. Этого можно было бы избежать в случае, если в качестве национального алфавита или алфавита двуязычия, точнее, алфавита многоязычия, принять Эволюционную систему звуков речи. Вот тогда начался бы особый уважительный этап в развитии языков.

В заключении отметим, что люди в своем эволюционном развитии выработали модель мышления сообразно модели окружающей среды, обозначили его элементы звуками в речи. Из последних создали имена - новые элементы мыш-ления. Ими стали выражать образы новых абстракций, пробуя свою возможность в познании. Это творчество, сохранившееся в словарях народов, величайшее сокровище их титанического труда, пласт мудрости, расшифровка которого поднимет их развитие на новую ступень в эволюции. Кто преисполнен желанием познать эту мудрость, тот будет награжден истиной. Язык - величайшая ценность, совершеннейшая, точнейшая из наук в познании мира. В нем уже абстрактно выражены знания, как ни странно, недоступные пока методам физики и математики. Попробуйте составить математическую или физическую модель слова "счастье", а мышление уже выразило это понятие осмысленными звуками речи. Каждый, произнося это слово, чувствует в своем подсознании его смысл. Зная содержание Эволюционной системы звуков речи, можно теперь раскрыть этот образ и даже изобразить методами компьютерной графики.

Подробно о смыслах звуков речи, правилах анализа слов, о теории мышления, об алгоритме развития биологического вида, и не только об этом можно ознакомиться в публикациях автора:

1. Журнал "Магариф" , № 10,1994 г.
2. В кн. "Проблема самодостаточности этносов", вып. 1, с.174-213, Казань: изд-во КГТУ, 1993 г.
3. Журнал "Мирас", № 2,1997г.
4. Гайн-улла Ф. Шайхиев. Тайна звуков речи, слов и мыш-ление. 1997.
5. Гайн-улла Ф. Шайхиев. Неизвестная эволюция вокруг, среди и в нас. Казань, 1997.

К началу

Приложение.
Смыслы звуков речи татарского и русского языков по порядку расположения их в Эволюционной системе

1, Р - ограничение извне;2, - внутренний объем; 3, , (хамза) - внешнее состояние; 4, Э - внутреннее состояние; 5, Ы - внешнее притяжение; 6, Y- внутреннее отталкивание; 7, И - внешний переход; 8, И - внутренний переход; 9, У - внешнее отталкивание; 10, Э - внутреннее притяжение; 11, А - общее состояние; 12, А - локальное состояние; 13,0- общее пространство; 14,0 - локальный объем; 15, Д - усиленное ограничение извне; 16, 3 (твердый) - раскрытая внутренним объемом сила; 17, Т - принуждение; 18, 3 (мягкий) - раскрытая внутренним состоянием сила; 19, Л - усиленное внешнее притяжение; 20, 3 (шепелявый) - раскрытая изнутри самоотдача; 22, - проявление потусторонней силы; 23, Х - защищенное силой перемещение; 25, Ш - силовое выравнивание общего состояния; 27, Ф - силовое насыщение просторности; 29, Ч -устремленный внешний контур; 30, Ё - раскрытый внутренний объем импульсом изнутри; 31, Б - поверхностный импульс; 32, Я - раскрытое внутреннее состояние импульсом изнутри; 33, П - внешнее импульсное притяжение; 34, Ю - импульсная самоотдача изнутри; 36, И - проявление внутреннего импульса; 37, h - внешнее действие; 38, Е -внутреннее действие; 39, Щ - импульсное насыщение общего состояния; 40, (ай) (дифтонг) - импульсное проявление локального состояния; 41, Ф - импульсное насыще-ние общей просторности; 42, (ой) (дифтонг) - импульсное проявление локального объема; 43, Ж, - пульсация ограниченного извне; 44, (оу) (дифтонг) - раскрытый внутренний объем в оживлении; 46, (ay) - (дифтонг) раскрытое внутреннее состояние в оживлении; 47, Ж - периодическое пульсационное внешнее притяжение; 51, В - внешнее периодическое пульсационное отталкивание в перемещении; 53, н - периодическая пульсация общего состояния; 57, С (твердый) - сжатие до выделения сути; 58, о: -рассредоточение внутреннего объема; 59, С (мягкий) - сжатие внешнего состояния до выделения новой формы; 60, а: - рассредоточение внутреннего состояния; 61, С (шепелявый) - сжатие внешнего притяжения; 62, у: - рассредо-точение изнутри; 64, и: - проявление перехода из неизвестности; 65, К (мягкий) - сосредоточение во внешнем пути; 67, Г (мягкий) - сжатие общего состояния до пере-мещения; 69, Г (твердый) - порождение сжатием общей просторности; 72, е: - раскрытый внутренний объем в накоплении; 73, Ъ - сосредоточение сил во внешнем состоя-нии; 74, ь - раскрытое внутреннее состояние в накоплении; 76, М - внутренняя самоотдача; 79, К (твердый) -сосредоточенное перемещение; 80, Н - сосредоточение в себя; 85, Ц - мгновенное сосредоточение сил в объеме; 92, W - проявление мгновенное действующей силы из неизвестности.

К началу

ЛИТЕРАТУРА

1. Платон. Соч. в 3-хтомах, 1968, т.1, с.415. К тексту
2. Аристотель, Соч. в 4-х томах, 1973, т., с.393. К тексту
3. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М.: Высшая школа. 1970, с.6. К тексту
4. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М.: Просвеще-ние, 1979, с. 187. К тексту
5. Арнольд В.И.; Теория катастроф. М.: наука, 1985, с.27. К тексту
6. Глезер В.Д. Зрение и мышление. Ленинград: Наука, 1985, с.З. К тексту
7. Шайхиев Г.Ф. Магариф, №10,1994. К тексту
8. Фейнман Р. и др. Фейнмановские лекции по физике, т.1-2,с.41,1977. К тексту
9. Ж. "В мире науки", №5,1985; №3,1987; ж. "Наука и жизнь", №8,1978. К тексту
10. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Екатеринбург, 1994 К тексту

К началу

Организатор проекта и администратор сайта - сын ученого, Айрат Шайхиев.
Тел./факс. +7 8432 175124
shayhi@narod.ru

Hosted by uCoz